Начнём с того, что Забелин – потомственный железнодорожник. Именно так – безо всяких кавычек. Отец его работал в Красноярске машинистом, мать была нормировщицей в депо. Логично, что сын Гена пошёл профессионально по той же тропе, играя параллельно за юношей местного «Локомотива». Вот только учиться и начинать работать пришлось уже совсем в других условиях: началась война. Выпускник школы железнодорожных техников Забелин ремонтировал паровозы в боевых условиях, проделал путь от Сталинграда до Вроцлава…
После Великой Отечественной родители Геннадия Степановича перебрались в Одессу, сам же он поехал в Москву – и там поступил в МАИ.
Но от «Локомотива» даже в авиационном институте спрятаться, шутили его знакомые, не удалось: играл на студенческих турнирах, а там его приметил Николай Ильич Хорев, как сейчас сказали бы – селекционер «Локо». В основной состав могучий защитник пробился далеко не сразу – сначала выходил на поле за Рязанское отделение МЖД. А за основу, которую тренировал тогда Дмитрий Михайлович Максимов (капитан «Локомотива», кстати, в победном кубковом финале-1936), первый матч провёл в 47-м – причём во втором по уровню советском футбольном дивизионе.
«Локомотив» в 1948 году. Геннадий Забелин - шестой слева
На следующий год «Локо» вновь играл в элите – и играл достойно, заняв в первый сезон после возвращения 7-е место, а Забелин в большей части игр выходил на поле.
- Это был в прямом и переносном смысле гигант, – вспоминает знаменитый спортивный журналист Сергей Николаевич Шмитько, заставший при жизни все чемпионаты СССР и ныне продолжающий освещать российский футбол в журнале «Физкультура и спорт». – Мощный, читал игру при этом – прекрасно… Впрочем, среди того поколения имелось много замечательных защитников, поэтому до сборной дорасти было непросто!
Вскоре Максимова у руля «Локомотива» сменил будущий тренер сборной СССР Гавриил Качалин. А тому на смену пришёл уже экс-рулевой первой команды страны Борис Аркадьев, которого министр путей сообщения Борис Бещев по сути спас от опалы, вызванной сталинским гневом: всесильный тогда «отец народов» разогнал и сборную, и её базовую команду – ЦДКА. Борис Андреевич, безусловно, один из величайших тренеров вообще в истории нашего футбола, создал в «Локо» великолепную команду на долгие годы, в которой Забелин стал одной из важнейших деталей.
Геннадий Забелин против «Спартака»
– Мы были за ним, как за каменной стеной, – вспоминал Забелина партнёр по «Локомотиву» Александр Климачёв. – Его указания были чёткими, верными даже в самые горячие моменты.
Именно под руководством Аркадьева «Локо» и взял Кубок СССР в 1957-м. С финальным матчем против «Спартака» связана отдельная история. Дальше – изучаем «Официальную историю футбольного клуба «Локомотив»:
«Наибольший авторитет в глазах партнёров, специалистов и болельщиков Забелину принесла его самоотверженность. В одном из матчей, предшествовавших финалу Кубка СССР, столкновение с соперником стоило Забелину перелома ребра. Борис Аркадьев не представлял себе, как его команда выйдет на решающий матч без ключевого игрока обороны. Но в день матча тот заявил тренеру:
- Я выйду на поле!
- Как? – ахнул Аркадьев.
- А это пусть врач думает, – был ответ.
Ему наложили на грудь тугой корсет, сделали обезболивающие уколы, и никто не заметил, что у центрального защитника железнодорожников какие-то проблемы. Капитан нашёл в себе силы ещё на круг почёта с кубком, а потом вся команда поехала праздновать, а он на «скорой» – в больницу МПС».
После этого вряд ли кого удивит тот факт, что немало матчей Забелин провёл и с переломом большого пальца ноги. Об этом, впрочем, покуда кость не срослась, знал только он сам. Поступал капитан «Локомотива» так: ломал перед игрой или тренировкой алюминиевую ложку, накладывал на палец, засовывал в бутсу… И так – представьте себе! – отыграл почти полсезона.
Преданность клубу и авторитет вне поля – эти важные составляющие тоже ставят Геннадия Степановича особняком и среди прочих легенд клуба. Среди его поколения, пожалуй, с ним могли тут сравниться разве что полузащитник Виталий Артемьев и форвард Виктор Ворошилов.
1957 год. «Локомотив» с Кубком СССР. Геннадий Забелин - восьмой справа
- Не могу сказать, что часто общались, – говорит младший брат Артемьева – Андрей Сергеевич, – но иногда он на своём «москвиче» подвозил нас с Виталькой – и масштаб личности мне запомнился: чувствовалось, что это один из лидеров команды. Да и внешне Геннадий был невероятно мощный, по комплекции напоминал знаменитого защитника сборной СССР Альберта Шестернёва.
…По окончании карьеры футболиста Забелин недолго поработал тренером: в Днепропетровске – в 1961-м, в Ижевске – в 62-м. А затем стал одним из самых видных в советском футболе организаторов в сфере массового и детско-юношеского футбола.
Был и тренером отделения футбола Центральной спортшколы Министерства путей сообщения, и замдиректора, а потом и директором школы «Локомотива», и начальником отдела массового футбола в Спорткомитете, и одним из руководителей всесоюзного «Кожаного мяча»… С 1994 года Геннадий Степанович — ответственный секретарь ДФЛ (Детской футбольной лиги). Именно с ним, с его женой Бертой Григорьевной и, разумеется, с бессменным президентом лиги Виктором Горловым у всех ДФЛ прежде всего и ассоциировалась.
- Ону меня и сейчас перед глазами – как живой… – рассказывает Виктор Николаевич. – Настоящий старший товарищ: добрый, открытый. Вижу, как он бежит к нам и кричит: «Не так!» Значит, в придуманном нами вместе упражнении мы не на той высоте на штанги повесили предметы… Ещё помню, что и в 72 он лихо водил автомобиль, всегда поражало, как он в притирку проходил к другим машинам! И, конечно, они с Бертой были людьми удивительно гостеприимными: и ветераны «Локомотива» – Бубукин, Ворошилов, Петров, Рогов, Соколов, вратарь Туголуков, да и весь по сути футбольный мир собирался в их доме в посёлке «Дружба». Дом, кстати, был уникальный, построенный из стеклянных бутылок, больше таких не видел.
«Степаныч – так я его называл – очень многое успел дать мне, – рассказывает сын Берты Пановой Григорий, – хотя они с мамой семью образовали, когда я уже, наверное, школу закончил. Брат Игорь – помладше, так что с малолетства его помнит… И, например, во многом заслуга Степаныча то, что мы спортивные такие.
Да и вообще он был настоящим примером. Интересовался всем – буквально ходячая энциклопедия. Это сейчас в интернете всё есть, а тогда у него можно было спросить. И кроссворды у Степаныча кипой всегда лежали – щёлкал их, как орешки. Сядет с ручкой, очки на нос – и поехали! Ещё отлично в преферанс играл… Ну и действительно они с мамой были потрясающе гостеприимными. Сам много лет как ни грамма не употреблял, но посиделки всегда у нас были очень весёлые, думаю, многие их помнят».
Берта Забелина и Геннадий Забелин (по центру)
При заказе более одного билета все места будут подобраны рядом